«Карта студента – это такая пластиковая карточка, которую выдают учащимся очных отделений московских вузов, – объясняет Сергей Глущенко. – На нее можно положить деньги и пользоваться, как обычной банковской картой. Можно оплачивать проезд на транспорте с учетом всех положенных льгот». Раньше студентам выдавали в качестве аналога такой карты социальную карту москвича и готовили ее в учебном заведении. Теперь московский студент может прийти в любой столичный МФЦ и за считаные минуты сдать все необходимые документы.
Ключевое слово «в любой». Дело в том, что каждый МФЦ, а их в городе 96, оказывает услуги москвичам и гостям столицы вне зависимости от места их постоянной или временной регистрации. Можно зайти именно туда, куда удобно, и везде получить полный комплекс услуг, например, подать заявление в загс или заказать заграничный паспорт. Кстати, для удобства посетителей центра введена система оповещения о готовности документов по СМС или электронной почте.
Всего в России насчитывается более пятисот государственных услуг. «То, что мы оказываем лишь сто пятьдесят одну, – это вопрос времени и развития, – объясняет заместитель руководителя Таганского МФЦ по государственным услугам Татьяна Максимова. – В пилотных проектах, например, в Краснодарском крае, были еще услуги, оказываемые ГИБДД. Регистрировали автомобили, выдавали номера. Сейчас этот вопрос прорабатывается, и, наверное, мы тоже будем это делать».
Технология обращения в МФЦ очень проста. На входе гражданина встречает сотрудник, в обязанности которого входит помочь найти нужную секцию и получить специальный электронный талон. «Время ожидания в очереди не должно превышать пятнадцати минут, – объясняет Валентина Кезикова, заместитель руководителя МФЦ, ведающая вопросами ЖКУ, в прошлом руководитель ЕИРЦ Таганского района. – Видите, сейчас много народу, и я сама решаю вопросы граждан, чтобы не создавать очередь».
Все сотрудники МФЦ универсальны. Девушка в окошке Федеральной миграционной службы вполне может решить вопрос, связанный с кадастром, расчетом долгов за ЖКУ и даже принять документы у иностранца на получение рабочего патента. «Каждый наш сотрудник прошел специальный курс обучения, – объясняет секрет универсальности Сергей Глущенко. – Сначала в соответствующей службе, потом дистанционно, на основе специальной программы. И лишь потом, после сдачи теста, вроде ЕГЭ, сотрудник допускается к работе с людьми».
По словам руководителя центра, система МФЦ берет свое начало с двухтысячных годов и называлась тогда «служба одного окна». «В первую очередь мы ставим своей целью ликвидацию очередей и борьбу с коррупцией, – говорит он. – Помните, в присутственных местах всегда терлись какие-то личности, предлагавшие решить вопрос по-быстрому и за некоторую мзду? Теперь это не нужно. Достаточно прийти к нам и сдать необходимые документы, а дальше мы сами все сделаем. Мы не принимаем решение. Мы удобный вход в систему исполнительной власти. Зачем людям тратить свое время на общение с чиновниками? Лучше провести его с семьей и друзьями, а мы им в этом помощники».