Защита прав детей в Российской Федерации относится к числу важных вопросов государственного значения, к решению которых подключаются различные государственные и общественные структуры.
В своей работе мы ежедневно сталкиваемся с проблемой семейного неблагополучия, являющегося комплексом обстоятельств, сложившихся в семье, имеющей детей, следствием которых является создание или возможность создания действиями или бездействиями родителей (иных законных представителей) обстановки, представляющей угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, и (или) утраты детьми родительского попечения. В современном контексте тема исключительна, актуальна и «болезненна», о ней необходимо говорить, с ней необходимо работать, и её необходимо «лечить».
Для выявления, предотвращения, работы с такими семьями в Москве действует специальный межведомственный регламент взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, а также организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации). В рамках регламента семьям и детям оказывается комплексная поддержка. При выявлении факторов неблагополучия на различных этапах жизни ребенка, осуществляется индивидуальная профилактическая работа и мониторинг органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В систему профилактики входят такие звенья как: районные Отделы социальной защиты населения города Москвы, которые осуществляют деятельность по реализации полномочий в сфере опеки, попечительства и патронажа, районные Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Управах муниципальных районов, районные Центры социальной помощи семье и детям, Отделы по делам несовершеннолетних ОМВД России по Москве, организации здравоохранения и образования.
Особое место среди них занимают органы опеки, попечительства и патронажа. Согласно действующего законодательства, основными задачами деятельности органа опеки, попечительства и патронажа по выявлению и учету семейного неблагополучия являются: осуществление мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организации индивидуально профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.
Из опыта работы специалистов органа опеки, попечительства и патронажа неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:
- Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
конфликтные семьи;
проблемные семьи;
асоциальные семьи;
аморально-криминальные семьи;
семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
- Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные):
внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
С имеющейся информацией по семейному неблагополучию и нарушению прав ребенка в гражданин может обратиться в Отдел социальной защиты населения района. Специалисты Отдела принимают информацию:
по телефону, оформляя лист приёма информации о семейном неблагополучии;
в заявительном порядке на приёме в Отделе;
по электронной почте;
по сигналу органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В течение трех дней со дня поступления обращения орган опеки, попечительства и патронажа направляет письменное поручение в Центр социальной помощи семьи и детям о проведении совместного обследования жилищно-бытовых условий семьи, собирает дополнительную информацию и составляет акт жилищно-бытовых условий, учитывая результаты первичной диагностики ребенка (детей) и семьи. В случае, если при поступлении обращения присутствует информация о нахождении ребенка в обстановке, представляющей угрозу его жизни и здоровью, то к межведомственному выходу подключается инспектор Отдела по делам несовершеннолетних районного Отдела полиции. Далее в зависимости от выводов комплексной диагностики принимается решение о проведении индивидуально-профилактической работы с семьей или заключение трёхстороннего договора социального патроната. Работа продолжается до стабилизации жизненной ситуации и устранения причин, поставивших семью в социально опасное положение (трудную жизненную ситуацию). В редких исключительных случаях, при отсутствии положительной динамики и отказе родителей от помощи, может быть применена высшая мера родительской ответственности – направление иска в суд на ограничение/лишение родительских прав родителей за ненадлежащие выполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Сотрудники по вопросам опеки и попечительства, непосредственно занимающиеся профилактикой семейного неблагополучия и безнадзорности детей, призывают вас: Будьте бдительны! Не проходите мимо! Своевременно сообщайте о признаках семейного неблагополучия! Помните: только раннее выявление семейного неблагополучия позволяет оказать семье действенную конкретную адресную помощь и защитить права ребёнка! Решение суда об ограничении или лишении нерадивых родителей родительских прав- это крайняя мера. В приоритете – семья и ее сохранение.
ОСЗН Таганского района ЦАО г. Москвы.
Адрес:
109147, г. Москва, ул. Воронцовская, д. 21
Метро:
Марксистская, Таганская, Крестьянская Застава
Телефон «горячей линии» органа опеки: 8 (495) 912-42-85
Факс: 8 (495) 912-77-28