В ноябре этого года “Магистраль” придет в ЦАО и ЮАО, где запустится 38 магистральных маршрутов, а всего будет обновлено более 200. Люди станут меньше ждать транспорт, что сократит общее время поездки – пассажиры наземного транспорта ЦАО и ЮАО смогут экономить 30-40% времени в каждой поездке. Благодаря изменениям сократятся интервалы движения, трассы маршрутов станут более прямыми и понятными. Для стабильной работы будет улучшена инфраструктура: введены выделенные полосы, настроены светофоры, организованы новые остановки. Подробнее про все изменения можно почитать на Едином транспортном портале: t.mos.ru/magistral
Основная задача — сделать так, чтобы как можно больше людей могли передвигаться на общественном транспорте быстрее и предсказуемее. Иногда для этого нужно сделать пересадку между маршрутами, которая теперь бесплатна.
Для чего нужны изменения?
Маршрутная сеть Москвы складывалась исторически. Но за последние годы появилось много новой застройки, открылись десятки новых станций метро, МЦК и МЦД. Город так изменился, что назрела необходимость комплексно пересмотреть всю маршрутную сеть.
В 2016 году Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры в центре запустил проект «Магистраль». Тогда изменили 49 маршрутов, организовали выделенные полосы, построили новые комфортные пересадочные узлы, улучшили расписание. В результате пользоваться общественным транспортом стало удобнее, а количество пассажиров в центре выросло на 40%.
Что поменяется?
“Магистраль” — это больше, чем просто изменение нескольких маршрутов. В рамках проекта будет полностью пересмотрена вся маршрутная сеть: убрано излишнее дублирование маршрутов, увеличено количество частоходящих маршрутов. Будет введено 56 новых остановок, а также выделенные полосы в тех местах, где это необходимо.
Вместе с обновлением маршрутов и инфраструктуры обновятся и номера, а на остановках появятся новые, удобные и понятные схемы маршрутов.
Как поменяются маршруты и их номера?
В новой сети маршруты будут разделены на три категории в зависимости от их интервала и назначения. Это будет отражено и в номерах, по которым теперь можно будет понять, к какой категории маршрут относится.
Магистральные и экспресс-маршруты носят номера от 1 до 99 ходят с интервалом до 10 минут. Их задача – ездить по самым востребованным направлениям, они формируют каркас сети:
м1-м9 – работают в центре города, диаметральные; м10-м99 или е10-е99 – остальные магистральные и экспресс-маршруты.
Маршруты 100-999 ходят реже:
100-999 – районные маршруты, интервал движения не будет превышать 20 минут. При этом надо понимать, что 20 минут – это максимально допустимый интервал на таком маршруте. В часы пик интервалы на некоторых из них могут быть 12-15 или даже 5-7 минут. Районные маршруты предназначены для передвижения внутри района и между районами. с100-с999 – социальные автобусы, интервал движения может быть до 30 минут,иногда они работают по особому расписанию, иногда не ходят по выходным и в поздние часы. Такие маршруты связывают значимые социальные объекты (школы, поликлиники, МФЦ и другие)
Кроме того, по номеру маршрута можно будет узнать примерное направление движения.
Первая цифра номера маршрута — это номер одного из девяти секторов, на которые мы поделили город. Например, в секторе 8 работают автобусы 80-89 и 800-899
маршруты 10–19 и 100–199 работают в районе Профсоюзной улицы и Ленинского проспекта; 80–89 и 800–899 можно встретить на Липецкой улице или Каширском шоссе; 90–99 и 900–999 ездят по Варшавскому шоссе или Севастопольскому проспекту
Все изменения вступают в силу с 20 ноября 2021 года. ЦАО и ЮАО – только первый этап. Последовательно новые принципы распространятся на весь город. Подробная информация об изменениях размещена на Едином транспортном портале t.mos.ru/magistral
Дополнительный блок – ответы на частые вопросы:
Зачем менять всю сеть? Не лучше ли было просто усилить часть существующих маршрутов?
Чтобы усилить одни маршруты, нужно взять автобусы и водителей с других маршрутов. При этом непонятно, как справедливо выбрать из всех маршрутов те, которые нужно усилить, а с каких, наоборот, можно автобусы снять. Часто бывает так, что один маршрут на части своей трассы возит мало пассажиров, и увеличивать частоту на таких участках было бы расточительно, особенно за счет других маршрутов. При этом на другом конце маршрута пассажиров много и требуется уменьшить интервал. Поэтому необходимо рассматривать не отдельные маршруты, а сеть целиком.
Как тогда вы определяете трассы новых маршрутов для сети «Магистраль»?
Мы смотрим на то, где людям маршруты наземного транспорта нужнее. Пассажиры “голосуют” за нужные им направления, когда оплачивают проезд. Мы видим эти данные и определяем популярные направления, из которых уже создаем частоходящие магистральные маршруты. При этом менее популярные улицы не остаются без транспорта – на них остаются маршруты, интервалы у которых могут быть больше.
Также нам важно сохранить связи между значимыми социальными объектами: филиалами поликлиник, школ и другими. У нас есть вся информация про зоны обслуживания и расположения филиалов и при создании маршрутов мы проверяем, что связи сохранены. Что-то нам подсказывают префектуры округов и сами жители. Так, мы получили более 4000 обращений на нашей интерактивной карте новой сети и часть предложений мы учли. Карта: https://t.mos.ru/transport/marshruty/magistral/map
Важно и то, что мы пускаем маршруты по новым улицам, где застройка только появилась и пассажиры еще не успели “проголосовать” за востребованные маршруты. Мы активно пользуемся данными о новой жилой и офисной застройке.
Все районные маршруты будут ходить с интервалом в 20 минут?
Нет. Для районных гарантирован интервал не более 20 минут во все часы с 7 до 21 часа (в другое время интервал может быть незначительно увеличен). При этом в часы пик у некоторых районных маршрутов может быть интервал 12-15 минут или даже 5-7 минут.
На моей остановке стало меньше маршрутов. Значит, стало хуже?
Не обязательно. Теоретически средний интервал при большем количестве маршрутов меньше, но на практике реальный интервал всегда больше, чем средний. Это связано с тем, что: 1) согласовать расписания разных маршрутов по всем остановкам для достижения ровного небольшого интервала между отправлениями физически невозможно; 2) на каждый маршрут по-разному влияют факторы задержек (светофоры, пробки, время посадки и высадки пассажиров). В результате автобусы разных маршрутов часто приходят вместе, после чего случается длинное ожидание следующего автобуса.
Поэтому если объединить несколько редких маршрутов в один частый, средний интервал будет меньше. Автобусам одного маршрута гораздо легче двигаться равномерно, это закладывается в расписание.
Конечно, для того, чтобы интервал был предсказуем, нужны мероприятия для приоритетного движения автобусов. Для этого мы вводим выделенные полосы, настраиваем светофоры, меняем разметку. Это непрерывный процесс: что-то мы уже сделали до запуска изменений. А что-то будем дорабатывать в будущих годах, ориентируясь на фактическую дорожную обстановку.
Мне сделали неудобно: убрали прямой удобный автобус
Изменения, которые делаются, рассчитаны на то, чтобы больше людей добирались до цели быстрее. Да, некоторые корреспонденции действительно будут занимать больше времени, но в целом для города важно сокращение времени перемещений на наиболее массово используемых направлениях.
Когда поедут новые маршруты, в онлайн-сервисах можно будет построить нужный маршрут с использованием автобусов и определить, каким способом теперь проще добираться до цели. Вы можете обнаружить, что поездка с пересадкой между частыми маршрутами будет занимать меньше времени, чем прямой автобус, которого надо было долго ждать или долго ехать. Ведь наверняка, стоя на остановке, вы много раз сетовали на то, что конкретно ваш автобус ходит слишком редко? Вся подробная информация размещена на Едином транспортном портале t.mos.ru/magistral