«Корабельный трос и бочка»: от первых спасательных средств до современных технологий Службы спасения на воде

 

Фото: Управление по ЦАО ДГОЧСиПБ
Фото: Управление по ЦАО ДГОЧСиПБ

История любого полезного изобретения, прошедшего проверку временем и качественные изменения, начинается с довольно примитивных форм. Первые спасательные средства, которые использовали моряки, были простыми: крепкий трос, да обломок тонущего корабля. На протяжении веков их приспособления совершенствовались благодаря использованию новых материалов и технологий. Статья расскажет о первых судовых средствах спасания и их современных аналогах, используемых в Московской городской поисково-спасательной службе на водных объектах.

Сложно представить, но до начала 19 века у моряков не было жилетов, кругов и других приспособлений для спасения жизней. Хотя археологи обнаружили первое упоминание о средствах спасения на ассирийских барельефах, где воины переправлялись через водоемы с надутыми бурдюками из-под воды. В качестве материала для них использовались козьи шкуры. В истории античности также упоминаются бурдюки, применяемые для переправы целых армий через широкие реки. Однако нет упоминаний о том, что такие спасательные средства были у моряков новейшего времени. Видимо, корабельные тросы были сподручнее.

И действительно, это средство имеет свои преимущества. К примеру, широко используемый сегодня на спасательных станциях конец Александрова – не что иное, как длинный трос с поплавком и петлей. Он был введен в употребление Императорским Российским Обществом спасания на водах в 1895 году и дошёл до нас практически в неизменном виде. Функциональность средства в его плавучести за счёт буйка, который первым прикрепил к корабельному тросу Василий Александров – находчивый гребец свеаборской спасательной дружины. До этого в качестве утяжелителя к тросу прикрепляли мешок с песком, что было крайне травмоопасно для того, кому он подавался. Поплавок Александрова оказался удобным для бросания, не тонул в воде, находился в вертикальном положении, что давало утопавшему возможность его увидеть и ухватиться за верёвку. Гениальное изобретение!

Не менее гениальное и такое же простое – спасательный круг. Кто знает, сколько этот оранжевый «бублик» спас жизней… Его авторство отдают самому Леонардо да Винчи: приспособление, точь-в-точь напоминающее современный спасательный круг, было создано им в конце 15 века. Долгое время оно оставалось лишь задумкой изобретателя и не было принято на вооружение в эпоху Ренессанса.

При императорской России круги всеобщего признания также не удостаивались. Они представляли из себя пробковое кольцо либо свернутый в кольцо камыш, обшитый парусиной и выкрашенный масляной краской. «Выдерживал такой круг только одного человека и применялся как средство спасения на коммерческих судах преимущественно перед другими по причине сравнительной дешевизны», как говорится в брошюре «О спасительных станциях и средствах спасения при кораблекрушениях» 1872 года.

В качестве обязательного корабельного оснащения круг официально утвердили лишь в 1915 году. Однако спасательный конец с кругом и к началу 20 века считались вещами тривиальными. Мастера того времени усердно искали ответы на вызовы стихии, часто разрабатывая хитроумные конструкции под разные виды задач. Поэтому индивидуальные средства спасения уже тогда предлагались интересные: летучие змеи, пушки, поплавки, буйки, пояса, тюфяки, спасительные сани в виде маломерного судна и даже самонадувающиеся ацетиленом жилеты!

Обо всем по порядку. Использовать летучий змей для спасения утопающих предложил наш соотечественник, генерал–лейтенант Константинов. Этот змей состоял из паруса, натянутого на деревянные, скрепленные в андреевский крест рейки, холщового хвоста и длинного троса. Спущенный с терпящего бедствие судна, он поднимался и нёсся к берегу, буксируя ценный груз – человеческую жизнь. Выходит, аналог современного кайтсёрфинга? Нет, его изобрел Джордж Покок еще в 1800 году, но это уже другая история…

С целью передачи веревки на ближайший берег пользовались орудиями, имеющимися на судне, заряжая их стрелой. Например, пушками. На оснащении спасательных станций в наше время пушек, конечно, нет, зато есть линемёты, которые работают по тому же принципу, но уже с другими задачами – подача спасательного конца в зону эвакуации; подача линя, при помощи которого подтягивается спасательное устройство пострадавшим на водоёме; построение переправы на другой берег; подача линя аварийному судну для заводки буксирного каната.

«Не заплывайте за буйки!» – рекомендуют спасатели на пляжах. Сегодня буйки служат плавучей ограничительной линией. Однако, прадеды моряки использовали их как полноценные спасательные капсулы. Приводим описание из упомянутой брошюры: «Главная составная часть буя – металлическая, непроницаемая для воздуха, круглая коробка. Ось этой цилиндрической коробки, брошенной в воду, должна принимать вертикальное положение…сюда помещается или человек, или вещь, назначенная к спасению. Внутри коробка имеет запас свежей воды и металлическую решетку, на которой человек стоит…главные жизненные органы его находятся над водой, кроме того, стальной или железный прочно устроенный переплет предохраняет его ноги от укусов акулы. Прибор снабжен двумя сигнальными штоками с фальшфейерами для подачи сигнала о помощи». Такой буёк мог спасти семерых моряков, жаль, не получил широкого распространения.

А самое забавное приспособление для спасения по принципу поплавка состояло из бочки. Предложил его господин Пиньон–Блан, шкипер дальнего плавания из Гавра. «Однажды, когда по берегу ходили сильные буруны, Пиньон–Блан пожелал лично испытать свое предложение. Он сел в бочку в 600 футах от берега, вполне благополучно с помощью линя прошел тройной ряд бурунов и затем был выброшен на берег», – гласит история. Правда, о дальнейшей судьбе спасательных бочек она умалчивает.

К другим подручным средствам, которые использовались при спасении на воде, можно отнести койки и тюфяки – они имелись на каждом судне и просто набивались обрезками пробки. Чтобы пробка не перемещалась внутри тюфяка, его в нескольких местах прошивали. Тюфяки имели прочные завязки, которые позволяли собрать их вместе в небольшой плот или обвязать вокруг туловища. Обивка таких тюфяков была из непромокаемого материала, который для этого обрабатывался специальным составом. Конечно же, такое средство не гарантировало полную безопасность, в отличие от современных спасательных жилетов. Интересно, что именно пробковый способ также послужил основой первых жилетов от английского капитана Варда (Уорда), представленных им в 1854 году. В те времена они назывались «спасительными поясами» и были средством универсальным – в свернутом виде подавались утопающему вместо буя.

Со времен изготовления жилетов из пробки или дерева наука далеко шагнула вперед. Давно вошли в обиход автоматические самонадувающиеся жилеты с водочувствительным датчиком и газовым баллончиком, которые наполняются воздухом при попадании в воду. Малоизвестный факт: их прототипы появились больше века назад благодаря простой химии. Журнал «Спасание на водах» 1900 года рассказывает об их устройстве. Изобретатели Матиньон и Дюкасс решили использовать для надувания жилета ацетилен. Вот что они предложили: «Спасающий надевает жилет из грубого непромокаемого холста, образующего спереди и сзади роль приплюснутого кармана. В кармане же брюк его находится маленький металлический резервуар в виде цилиндра, в котором содержится карбид кальция. Цилиндр этот гибкой трубкой соединяется с жилетом и запирается у своего основания клапаном. Вода проникает в карман и цилиндр, где, встречая карбид кальция, образует ацетилен. Последний через трубку надувает жилет». Этот способ предлагалось использовать также для поднятия затонувших судов. К большому счастью, проверку временем он не прошел – ацетилен опасен для человека и при вдыхании может привести к интоксикации и потере сознания.

Сегодня к спасательным жилетам прибавились целые костюмы. К примеру, неотъемлемой частью экипировки наших специалистов стал яркий спасательный гидрокостюм. Он не только удерживает человека на воде, но и надолго сохраняет тепло его тела. Применяется такой костюм в основном в холодное время года. Также к зимнему арсеналу относятся спасательные сани – «Акья». Предназначены они для транспортировки пострадавших.

Применение для спасения на воде специальных саней – идея не новая. Правда, их исторический предок, описание которого мы нашли в архивах 1914 года, напоминал целое судно, причем амфибию. На нём можно было вплавь добираться к пострадавшему через полыньи за счет специальных полых резервуаров в устройстве. Изобретатель таких саней, главный инспектор Императорского Российского Общества спасания на водах Н. Паренаго, даже привёл чертежи и описал свое приспособление так, чтобы его можно было смастерить самостоятельно.

«Вся задача состоит в том, чтобы сделать спасательные сани по возможности легкими для передвижения по неровному льду и мокрому снегу, прочными, простой конструкции, непотопляемыми, устойчивыми и не меняющими своего постоянного веса. Все эти условия выполнены в спасательных санях моей системы», – утверждал он.

Действительно, на санях Паренаго можно было спасти до 4 человек: за счет продуманного устройства достигалась высокая плавучесть, и большой вес удерживался над водой. Оснащались такие сани концом Александрова, двухлопастным веслом, багром и тросом с «кошкой» для передвижения по льду. Возможно, это изобретение и дошло до нас, но в качестве спасательного судна.

История спасательных средств – это история человеческого стремления к выживанию и преодолению природных опасностей, путь прогресса и инноваций, направленных на спасение человеческих жизней. От простых деревяшек до современных высокотехнологичных устройств, каждое новое изобретение было шагом вперед в борьбе с водной стихией.

Сегодня спасательные средства включают в себя сложные системы обнаружения и спасения, такие как спутниковые навигационные системы и телеуправляемые беспилотные подводные аппараты. Современные технологии позволяют спасателям быстро реагировать на бедствие, определять местоположение пострадавших и оказывать помощь в кратчайшие сроки. Развитие спасательных средств не останавливается. Новые материалы, технологии и методы разрабатываются каждый день, чтобы сделать спасение еще более эффективным и безопасным.



Новости СМИ2