В течение четырех веков основной силой российских пожарных и добровольцев в борьбе с огнем оставался конный пожарный обоз. Сформированный по Указу Ивана Грозного в Стрелецких полках конно-бочечный ход для доставки воды и инструментов сделал тушение пожаров более организованным и успешным.
Выезд конного пожарного обоза в ХIХ веке представлял собой впечатляющее зрелище: впереди пожарного обоза летел самый высокий и представительный конь с не менее представительным всадником, именовавшимся «скачком», который изо всех сил трубил в сигнальный рожок – для того, чтобы зеваки и извозчики вовремя освобождали дорогу. Далее шли тройки и четверки лошадей, везущие целые команды, разделявшиеся по специальностям: трубный ход – аналог современного насосно-рукавного автомобиля, багровый – автолестница, бочечный ход – нынешняя автоцистерна.
Во второй половине ХIХ века поставки лошадей в московские пожарные части контролировал полицмейстер, старый кавалерист и страстный лошадник Огарев. Он сам ездил два раза в год по воронежским и тамбовским конным заводам, выбирал лошадей, привозил их в Москву и распределял по семнадцати пожарным частям, самолично следя за уходом.
Именно Огарев придумал отбирать лошадей нужной масти в определенную часть, благодаря чему москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар. Тверская – все желто-пегие битюги, Рогожская – вороно-пегие, Хамовническая – соловые с черными хвостами и огромными косматыми черными гривами, Сретенская – соловые с белыми хвостами и гривами, Пятницкая – вороные в белых чулках и с лысиной во весь лоб, Городская – белые без отметин, Якиманская – серые в яблоках, Таганская – чалые, Арбатская – гнедые, Сущевская – лимонно-золотистые, Мясницкая – рыжие и Лефортовская – караковые.
Пожарные гордились своими лошадьми, основательно за ними следили. Три часа в день отводилось пожарной команде для ухода за лошадьми. Чистили, мыли, кормили их специально закрепленные пожарные.
Клички лошадей, находящихся на службе в пожарной охране Москвы, согласно строгому наказу, не должны были повторяться. Придумано это было на случай, если во время крупных пожаров на одной улице пересекутся обозы из разных частей, то лошади слушались только своих пожарных, откликаясь на оригинальные клички. Да уж, в оригинальности огнеборцам точно не откажешь. История сохранила такие «лошадиные имена», как Хорек, Павлин, Плинтус, Упырь, Эскулап, Окулист и даже Самогон или Первач.
Лошади для пожарной охраны проходили определенную «подготовку». Для того, чтобы пугливые животные не боялись ни колокольного звона, ни шума, ни огня, брали лошадок в возрасте до четырех лет и медленно подносили к ним факелы. Если конь терпел – его начинали подводить к кострам, потом к испытанию костром добавляли удары в колокол и колотушки.
Кроме того, молодых лошадей всегда впрягали вместе с пожилыми –вторые в таком случае не просто перекладывали часть нагрузки на сильные «плечи», но и передавали свое спокойствие новеньким. Рядом с опытными четвероногими пожарными молодые кони успокаивались и намного быстрее приучались к выездам.
Первые тихоходные пожарные автомобили не могли соперничать в скорости с быстрыми и сильными рысаками и битюгами. Но... неумолимый прогресс вытеснил этих благородных животных из пожарного дела.
«Конные пожарные обозы, сыгравшие огромную роль в тушении пожаров в XVIII-XX веках, стали важной частью истории пожарной охраны России. Но и сегодня лошади приходят на помощь спасателям в труднодоступной местности, где бессильна техника, и могут существенно сократить время поисков пострадавших, когда счет идет на минуты, и любая задержка спасателей может стоить жизни», – отметил заместитель начальника Управления Департамента ГОЧСиПБ по Центральному округу Евгений Алаев.