Московский авиационный центр – это уникальное учреждение, в оперативном управлении которого находится 12 пожарных и санитарных вертолетов. Свыше 400 сотрудников ежедневно обеспечивают безопасность столицы и ее жителей.
13 мая 2003 года по решению столичного Правительства был создан Московский авиационный центр. Пилоты экстренной авиации круглосуточно эвакуируют пострадавших и соматических больных в лечебные учреждения города и в любой момент готовы приступить к тушению пожаров. Так, с помощью вертолетов авиацентра госпитализировано свыше семи с половиной тысяч человек, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, ликвидировано более 250 возгораний.
Авиационно-спасательные технологии
Сегодня в авиапарке учреждения находится 12 воздушных судов: самый большой в мире серийно выпускаемый вертолет Ми-26Т, пять вертолетов среднего класса Ка-32, пять многоцелевых ВК117 С-2 и легкий вертолет Bell-429. За 22 года столичные пилоты приобрели большой опыт и сегодня владеют самыми современными авиационно-спасательными технологиями: работают с системами пожаротушения для ликвидации ландшафтных и точечных пожаров в природной среде и в условиях мегаполиса, управляют гидравлическим захватом «ГРАПЛ» для разбора завалов, транспортируют большие грузы на внешней подвеске воздушного судна, освоили вертолетный опрыскиватель ВОП-3 для ликвидации разлива нефти и других химикатов и т.п.
Есть в Московском авиацентре и уникальная служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения, созданная в 2019 году в рамках развития авиационно-спасательных технологий. В ее составе – 26 высококлассных спасателей-универсалов, которые могут прибыть на место происшествия как на автомобиле, так и на вертолете. Все они обучены беспарашютному десантированию беспосадочным способом для эвакуации пострадавших из труднодоступных мест. Также спасатели учреждения выполняют задачи по поиску людей в лесопарковой зоне, оказывают социальную помощь, проводят аварийно-спасательные работы на месте ДТП, пожаров и других происшествий, обеспечивают безопасность полетов и экипажей во время забора воды при ликвидации пожаров.
С момента создания службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения спасатели авиацентра выезжали на различные происшествия 3 600 раз, при этом помогли более 1 000 пострадавшим.
Новые возможности
В 2022 году на базе столичного авиационного центра открылся собственный учебный центр. Теперь все специалисты повышают свою квалификацию без отрыва от основной работы. За три с половиной года работы Авиационного учебного центра свыше 500 слушателей прошли переподготовку и повышение квалификации.
В 2023 году расширилась авиационно-техническая база – открылся цех планового технического обслуживания и ремонта воздушных судов, что позволяет проводить сложные работы прямо на аэродроме. Усилиями цеха в этом году в воздух поднялся первый отремонтированный сотрудниками вертолет Ка-32А. В данный момент завершается процесс капитального восстановления второго воздушного судна.
В 2024 году в Московский авиационный центр поступила новая сборно-разборная алюминиевая посадочная площадка, приобретенная после опыта работы в Рязанской области для расширения возможностей авиации экстренного реагирования столицы. Эта версия площадки рассчитана на использование самым большим серийно-выпускаемым в мире вертолетом Ми-26Т, а значит, позволяет безопасно садиться и взлетать всем типам воздушных судов учреждения. Такая посадочная площадка незаменима при ликвидации природных пожаров, позволяя вертолетам быстро и безопасно доставлять мобильные группировки и необходимое оборудование в самые труднодоступные места, эвакуировать пострадавших, а также садиться для дозаправки, техобслуживания и смены экипажа. Эта инновация не только улучшает условия для работы воздушных судов, но и открывает новые горизонты для спасательных операций, что, безусловно, имеет огромное значение для обеспечения безопасности населения, города и окружающей среды.
В этом году возможности площадки впервые продемонстрировали на ежегодных учениях в ТиНАО. Там же проявил себя и новый подвижный пункт управления полетами на базе КамАЗа. Он обеспечивает работу оперативной группы в условиях, которые требуют высокой проходимости и автономности. У новой машины есть три функциональных отсека: диспетчерский пункт, мобильный офис и зона отдыха. В каждом модуле есть своя система кондиционирования и отопления.
Мобильный пункт управления создан в единственном экземпляре по проекту сотрудников Московского авиацентра, которые разработали эскиз, схему и техническое задание. В будущем на машине планируют установить две телескопические мачты для антенн. Это увеличит дальность радиосвязи с экипажами до 70 километров.
В феврале 2025 года в оперативное управление Московского авиационного центра поступила новая вертолетная площадка при ГКБ им. В. В. Вересаева. Площадка полностью готова к эксплуатации – на ее территории есть диспетчерский пункт, специальное светотехническое оснащение, стойка для размещения метеоборудования и ветроуказателя для круглосуточной работы экипажей санитарных вертолетов. Теперь в распоряжении Московского авиацентра находится 7 посадочных площадок при городских клинических больницах, одна на МКАД и 21 на территории ТиНАО для посадки методом самоподбора с воздуха.
За 22 года авиация экстренного реагирования столицы доказала свою эффективность в ликвидации происшествий различной сложности. Большой опыт, высокий профессионализм специалистов учреждения, уникальные технологии и постоянные тренировки помогают эффективно и своевременно оказывать помощь людям, попавшим в беду.
С начала образования учреждения свыше 300 сотрудников Московского авиационного центра награждены государственными и ведомственными наградами за высокий профессионализм, умелые, инициативные и решительные действия, которые поспособствовали ликвидации последствий происшествий, спасению людей и имущества. Более 50 сотрудников получили благодарности и почетные грамоты Мэра Москвы, 13 работников отметил Губернатор Рязанской области. Звание «Почетный работник транспорта и связи города Москвы» присвоено директору учреждения Кириллу Святенко.
Только за 2025 год пилоты и спасатели Московского авиационного центра привлекались для тушения пожаров, оказания помощи населению и эвакуации пациентов в медицинские учреждения столицы свыше 300 раз, при этом они спасли больше 160 человек.